Некоторые психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей.
Мы многое сделали и с нетерпением ждали момента появления ребенка в
семье и вот он с нами. Но все идет совсем не так как мы предполагали.
Почему так происходит? Мы не учли, что ребенок, оставшийся без попечения
родителей, помещенный в сиротское учреждение получает сильную
психологическую травму как следствие ситуации, в которую он попал.
Вот одни из многих характеристик такого ребенка. Он жадничает, боится,
что у него отберут игрушку, конфету. Все происходящее с ним
воспринимает, как временное и потому пытается сполна насладиться всем,
что приносит ему радость. С другими детьми он агрессивен, воспринимает
их как соперников («счастья на всех не хватит, значит надо быть
первым»). Он не всегда адекватно себя ведет, пуглив и боится довериться,
долгое время не чувствуют себя в безопасности. Постепенно может начать
ревновать взрослого, своих приемных родителей, к другим людям, детям.
При словах «это твое» понимает «это мое на время», капризничает и
проверяет границы дозволенного.
Не смотря на все негативные эмоции, пережитые ребенком в родной семье,
он все равно любит своих родителей. Это должны учитывать приемные
родители, то есть не стоит плохо говорить о биологической семье ребенка.
Он должен сам видеть и осознавать разницу. Приемные же родители своим
поведением должны ребенку создавать ситуацию, когда он может сравнить
поступки и отношения в прежней жизни с родными родителями и нахождение в
приемной семье. Таким образом, ребенок может чувствовать себя в
безопасности. Ради достижения последнего также очень важно не
препятствовать общению ребенка с его кровной семьей.
К сожалению, как правило, приемные родители не верят, не доверяют
биологическим родителям ребенка, часто осуждают их. Заинтересованные в
том, чтобы ребенку было хорошо, и эмоционально привязавшись к нему, они
не хотят его ни с кем делить. Что негативно сказывается на развитии
ребенка.
Необходимо понимать, что обыденные, типичные и стандартные моменты жизни
для нас, это не то же самое для детей сирот. Другими словами мы
смотрим на мир разными глазами в силу своего уникального опыта. А что
если как раз этого уникального опыта и лишены дети-сироты. Мир в их
глазах представляется осколочным с отсутствием свойственной нашему
восприятию целостности.
Откорректировать восприятие и ощущения детей, оставшихся без попечения
родителей, расширить спектр общения, дать новые знания бытового
характера и предполагает в своей основе гостевой режим.
Посредством этого общения развитие ребенка идет более ровно, пополняется
его словарный запас и копилка навыков, необходимых для обычной
жизнедеятельности любого человека, его успешности в организации своего
жизненного пространства. Гостевой режим также способствует развитию
самоконтроля и навыку саморегулирования у гиперактивных детей. У ребенка
появляется свое личное время, а это значит не вставать утром со всеми в
одно время, не ходить на прогулки по часам, не делать ничего того, что
должно и предписано правилами учреждения. Меры безопасности для всех
воспитанников учреждения не означают благополучия каждого в отдельности
ребенка, когда даже просто нет возможности уединения. Не обойтись здесь и
без определенных, сложностей, как для ребенка, так и для человека,
желающего общаться с ним. Позитивная результативность знакомства ребенка
и взрослого определяется не только знанием педагогических приемов и
психологических особенностей ребенка, но и пониманием того, что ребенок
может изначально отвергнуть руку помощи взрослого. Кроме того, при
гостевом режиме ребенку нельзя ничего обещать, это важно с точки зрения
психологического комфорта, как ребенка, так и взрослого. Ребенок должен
осознавать, что просто идет в гости, после чего он вернется в свою
группу.
Если у Вас есть вопросы, пишите на нашем форуме, мы ответим на них.
Президент карельского Клуба Приемная семья
КРОМО «Равновесие»
Мильштейн Гражина Р.
|