Мы сами делаем своих детей потребителями или же любовь не может
избаловать наших детей?!
Когда родитель старается обеспечить свое дитя всем необходимым - он
меньше всего думает о том, чтобы сделать своего ребенка потребителем.
Нет, напротив, есть огромное желание сделать так, чтобы условия
позволяли учиться, развиваться, играть со сверстниками, быть
независимым, иметь все необходимое для отдыха, занятий и спорта. Каждый
родитель подсознательно хочет быть самым лучшим родителем - а значит, и
обеспечить своего отпрыска всем самым лучшим.
И, наверное, это может быть хорошо для ребенка, который в семье рос и
вырос. Для ребенка, который получает все человеческие блага постепенно,
по мере необходимости или по мере возможностей родителей.
Но если ребенок в семье недавно?! Если он попал в семью подростком? А
если он попал в семью не один - а с братьями... Что получается?
Разберем ситуацию на примере одной вещи. Например, родитель решает, что
его отпрыску просто необходим велосипед, так как у большинства его
сверстников есть велосипед, так как без велосипеда просто никуда - семья
живет за городом и до магазина, до школы, до приятелей - было бы так
здорово быстро и с пользой добираться на своем личном транспорте.
Так рассуждает родитель, после чего делает какое-то усилие, получает
необходимую сумму и преподносит ребенку дорогой подарок. Может быть,
даже приурочивает подарок к какому-то празднику, чтобы нанести меньший
ущерб семейному бюджету. И теперь вздыхает спокойнее, уверенный в том,
что дитя обеспечено велосипедом на долгое время, в связи с чем отпадает
много проблем - ребенок стал мобильным, может проводить время с друзьями
за интересным времяпрепровождением, к тому же полезным для здоровья.
И среднестатистический родитель был бы прав - его любимое чадо отныне бы
имело велосипед, радовалось жизни и обретало здоровье, проводя дни
напролет, рассекая на своем транспорте по лесным тропам и велосипедным
трассам...
Дитя даже имело бы возможность повзрослеть и все холить и лелеять этот
велосипед, и, возможно, передать его своим детям и даже внукам...
Однако, в семье, где растет приемный ребенок-подросток, ситуация иная.
Довольный родитель дарит своему чаду велосипед, довольный уходит на
кухню, обедать, забывает о своем подарке на какое-то время, а к вечеру -
ошеломленный, видит, что его чадо разобрало новый велосипед на
запчасти, часть деталей уже потеряны, остальные в беспорядке разбросаны
по участку.
На все вопросы - «Ну, дорогой, как же так?! Как так получилось?» - в
ответ можно получить что-то вроде: «Я решил подкачать колеса, на всякий
случай снял их, потом перегнул случайно плоскогубцами, в итоге собрать
обратно не могу, но потом обязательно соберу»...
Стоит ли говорить, что не будет сделано ни одной попытки собрать
разбросанные детали, и велосипед никогда не будет собран...
Вы можете заметить, что такое бывает. Что ребенок, выросший в семье -
тоже может разобрать велосипед...
Однако речь идет не об одном велосипеде... Взволнованный родитель,
переживая за поломанную вещь, конечно же, какое-то время объясняет
своему ребенку, как тяжело достаются деньги, как надо обращаться с
подарками, рассказывает в принципе, совершенно доступные и понятные
домашним детям правила обращения с велосипедом - не надо бросать его на
траве под дождем, надо протирать грязь и влагу сухой чистой тряпкой,
надо смазывать маслом и прочее и прочее... Спустя какое-то время все же
покупает новый велосипед... И история повторяется... Возможно, разобран
он будет на третий или четвертый день. Не более...
В итоге дети ходят пешком и просят купить четвертый, пятый, шестой
велосипед... Но ничего не меняется...
Родитель опускает руки и не знает, что и думать - у него в детстве был
один старенький велосипед и ему никогда не приходило в голову его
сломать...
Беда в том, что речь в данной статье идет не только о велосипедах,
проблема гораздо шире и гораздо острее.
Мы посмотрели только один аспект, только отношение к одному подарку...
Однако, когда ребенок попадает в семью - родитель пытается сразу
окружить его не только своей любовью и заботой - но и обеспечить ему
благополучные условия быта.
Собственно, нет ничего необычного для нас - когда у ребенка есть своя
отдельная комната, своя мебель, свой компьютер, свой телевизор, свой
сотовый телефон, какие-то дорогие игрушки, настольные игры. И в
принципе, это даже очень хорошо, когда наши дети хорошо и дорого одеты и
опрятны. Вряд ли кому придет в голову укорять родителя, который
стремиться покупать своему отпрыску теплую и красивую одежду известных
производителей. Или может быть покупает ему путевку в летний лагерь в
Европу. А почему нет? Хороший родитель...
Опять же - домашний ребенок, родившийся в семье - имеет все это
постепенно, по мере своего роста. С детских лет понимает правила
осторожного обращения с вещами, учится ценить дорогие игрушки.
Ребенок из детского дома получает все это сразу и без подготовки.
И искренне считает, что все это ему было положено, и собственно, все это
его - и является необходимым атрибутом его жизни.
Однако, вещи для ребенка из детского дома - всего лишь вещи. И ценить
их его там не учили.
В детском доме - если ребенок что-то сломает - ему выдадут другое. Если
он порвет свою одежду - получит новую. Либо же он будет ходить в том,
что есть - и соответственно, поймет, что ходить можно как угодно.
Внешний вид не имеет значения.
Когда потом, он попадет в семью - он будет с тем же спокойствием
неаккуратен со своей одеждой - совершенно не переживая по этому поводу.
Или выстирают и погладят, или дадут новое... что такого!? Порвет -
зашьют, запачкает - постирают! Именно так!
Ребенок, глядя вам в глаза, может попросить купить ему новую
клавиатуру, а к вечеру вы с изумлением обнаружите, что новая клавиатура
уже не работает. «Ну я же не нарочно! Ну, пролили на нее чай, ну и что?!
Не нарочно же! Купишь новую?!».
Он будет просить у вас ПИЭСПИ, и если вы дрогнете - эта дорогая игра
будет валяться у всех под ногами, а когда вы сделаете замечание
отпрыску, он отмахнется «Ну все, поднял, поднял...».
Если речь идет о новом диске - диск без коробочки будет валяться среди
гвоздей. Если речь о новой настольной игре - фишки тут же будут
разбросаны по всему дому, а игровое поле порвано. Если речь пойдет о
шахматах - вы не досчитаетесь фигур уже к вечеру. Карандаши будут
ломаться. Бумага рваться. Книги, дорогие и красочные, которые родитель
специально выбирал для своего отпрыска, чтобы приучать к прекрасному -
будут валяться без обложек, с разрисованными страницами, под ногами...
Первое время неподготовленные приемные родители будут не знать, что и
думать. Будут делать попытки купить что-то заново, объяснить ребенку
ценность той или иной вещи, но спустя какое-то время, рано или поздно,
но родителю придется понять, что приемному ребенку надо привыкать к
вещам - так же, как и ребенку, выросшему в семье - постепенно.
Постепенно и медленно...
Таким образом мы получаем более менее пустую детскую комнату, в которой
нет ничего лишнего... И только со временем, по мере того, как ребенок
начнет чувствовать необходимость и проявлять сознательность - можно
будет обустраивать эту комнату дорогими игрушками и техникой.
Если в его комнате будет много книг - скорее всего он не притронется ни к
одной... Если ограничиться одной-двумя - возможно, он возьмет их в
руки.
Если в комнате будет море игрушек - скорее всего их ценность будет равна
нулю. Если ребенку подарить одну игрушку - он будет ее ценить.
Откройте ребенку свое сердце - и вы никогда не сможете дать лишнего. Тут
нет ограничений. Нельзя получить больше любви, чем необходимо. Но не
стремитесь отделаться от ребенка деньгами. Ему нужны не ваши деньги или
ваше благосостояние - ему просто надо знать, что он важен для вас...
Самое сложное - найти эту грань и не поддаться на провокации... Как
действовать дальше ? Слушайте ребенка, слушайте себя и действуйте так,
как подсказывает вам ваше сердце.
Мама 6 детей Александра Александрова
Руководитель филиала Союзы выпускников детских домов России в Санкт-Петербурге
http://www.uspeshnye-siroty.ru/
|